ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Рождество Пресвятой Богородицы

Еще патриархам израильского народа неоднократно было даваемо Богом обетование о рождении в народе израильском Мессии≈Спасителя мира. Поэтому бесчадие считалось у евреев тяжким несчастием, и на людей, не имеющих детей, евреи смотрели как на великих грешников.

Потому и благочестивые Иоаким и Анна долгое время скорбели и плакали, что у них нет детей. Однажды в большой праздник Иоаким приносил в Иерусалимском храме дары Господу Богу; вместе с Иоакимом ≈ священником храма ≈ и все израильтяне приносили свои дары в жертву Богу. Бывший в то время Первосвященник Иссахар не захотел принять даров Иоакима, потому что он был бездетным.

Но Господь, на Небесах живущий, желая явиться на земле и пожить с человеками, избрал именно их ≈ святых праведников Иоакима и Анну и даровал им благодать Свою: родить Дочь, через Которую будет дано спасение всему миру. Так Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворный храм ≈ Пречистая, Преблагословенная Дева Мария.

Дева Богородица родилась из рода архиерейского. Отец ее, святый праведный Иоаким, был сыном Варпафира, ведущего свое происхождение от сына царя Давида Нафана, а мать ее, святая праведная Анна, была дочерью священника Матфана из племени Аароно-ва. Таким образом, Пречистая Дева по отцу была рода царского, а по матери ≈ архиерейского. Но родители Пресвятой Богородицы более были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Но в рождестве Пресвятой Богородицы благородство царского и архиерейского происхождения заслужило еще большее почтение от целомудрия святых Ее родителей, ибо Пресвятая Дева родилась от целомудренных родителей, что выше всякого благородства.

Местом, где родилась Преблагословенная Дева, был небольшой город в земле Галилейской Назарет; наименование это означает ≈ цветущее, огражденное, увенчанное и сокровенное место, и все это ясно предизображает Пресвятую Деву. Помня о своем обещании принести в дар Богу рожденного младенца, родители берегли Деву Марию как зеницу ока, ведая, по особенному откровению Божию, что Она будет светом всему миру и обновлением естества человеческого. Поэтому они воспитывали Ее с такой тщательной осмотрительностью, какая подобала Той, Которая имела быть Матерью Спасителя нашего. Они любили Ее не только как дочь, столь долгое время ожидаемую, но и почитали как госпожу свою, помня ангельские слова, сказанные о Ней, и провидя духом, что должно над ней совершиться.

Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Святой Православной Церковью как один из великих праздников 8 сентября (21 сентября по новому стилю).
 


Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Пречистой Богоотроковице, Преблагословенной Деве Марии Богородице, исполнилось три года от рождения, святые праведные родители Ея, Иоаким и Анна, решились исполнить данный ими обет ≈ отдать на служение Богу рожденное ими дитя. Созвали они в Назарет, где жили, всех своих родственников из царского и архиерейского рода, ≈ ибо сам праведный Иоаким был из рода царского, супруга же его, святая Анна, была из рода архиерейского,≈ а также хор непорочных дев.

Надлежало, чтобы введение Божественной Отроковицы было достойно Ее, чтобы такой пресветлой Девы не касалась убогая одежда,≈ и они одели Ее в лучшие одежды и украшения ≈ для наибольшей славы. Провожаемые народом с пением духовных Песней, они отправились в путь, ведущий от Назарета до Иерусалима в течение трех дней.

Достигнув города Иерусалима, они торжественно приблизились к храму. Впереди Пречистой Девы Марии шел хор подруг-сверстниц с зажженными свечами в руках. За ними радостно следовало все множество родственников, соседей и знакомых, держа в руках свечи и окружая Пречистую Деву, как звезды светлую луну, на удивление всему Иерусалиму. Навстречу им вышли из храма с пением священники во главе с Первосвященником.  Иоаким и Анна с благоговейными молитвами поставили Марию на первую ступень лестницы, ведущей в храм. Лестница же эта имела пятнадцать высоких ступеней по числу пятнадцати степенных Псалмов, ибо на каждой из этих ступеней всходившими для служения священниками был пет отдельный Псалом.

Праведные родители поставили Пренепорочную Отроковицу на первой ступени. И трехлетняя Мария Сама, без всякой посторонней помощи и поддержки, взошла по этим высоким ступеням. Поднявшись на самую верхнюю ступень, Она стала, укрепляемая невидимою силою Божиею. Там Первосвященник Захария встретил и благословил Ее, как это он всегда делал со всеми посвящаемыми Богу. А затем, по внушению Духа Святого, он совершил необычайное и для всех удивительное дело: он ввел Отроковицу в самую скинию, называемую Святая Святых. Это было самое священное место в храме. Туда нельзя было входить не только женщинам, но даже и священникам, а мог туда входить только Первосвященник, и только один раз в год. Там Первосвященник отвел Пречистой Деве место для молитвы. Сделано это было по таинственному вразумлению Божию.

Дух Святый внушил Первосвященнику, что Мария, избранный сосуд Божий, достойна входить в самое священное место. Она предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

Вручив дитя свое воле Отца Небесного, праведные родители Иоаким и Анна принесли дары Богу и, получив благословение от Первосвященника и всего собора священников, возвратились со всеми своими сродниками домой. По прошествии нескольких лет после введения Марии во храм святый Иоаким умер, восьмидесяти лет от роду. Святая Анна, оставшись вдовою, покинула Назарет и пришла в Иерусалим, где пребывала около своей Пресвятой Дочери, беспрестанно молясь в храме Божием. Прожив в Иерусалиме два года, она почила о Господе, имея 79 лет от рождения.

Преблагословенная же Дева с начала жизни своей в доме Господнем отдана была в помещение для девиц, причем к Ней приставлены были девицы по летам более взрослые и искусные в писании и рукоделии, чтобы Богоотроковица с младенчества научилась и писанию, и рукоделию. Дева скоро научилась еврейскому ветхозаветному Писанию в совершенстве, а также и рукоделию ≈ притом научилась этому рукоделию так, что впоследствии Своими руками сделала Господу Иисусу хитон, не сшитый, но весь тканый.

Пречистой Деве, как и другим девицам, пища подавалась от храма. Она же отдавала ее нищим и странникам, ибо, как воспевает Церковь, Она питалась хлебом небесным. Первосвященник Захария своими глазами видел, как Ангел Небесный приносил Ей пищу в Святая Святых.

Так Пресвятая Мария в постоянных молитвах, чтении Священного Писания и рукоделии для нужд храма прожила при храме Божием около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивою, во всем покорною Богу, необычайно скромною и трудолюбивою. Пребывая во время молитв во Святая Святых с Ангелами, Пречистая Дева пожелала жить в ангельской чистоте и посвятить всю свою жизнь только одному Богу. Она первая обручила свое девство Богу, ибо в Ветхом Завете необычно было девам не вступать в брак, так как супружество было в большем почете, чем девство; она же вопреки этому предпочла девство супружеству и, уневестившись Богу, служила Ему чистым девством своим.

Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православной Церковью 21 ноября (4 декабря н. ст.). Этот день мы должны воспринимать и отмечать как начало нашего спасения.

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

Когда по прошествии одиннадцати лет пребывания в Соломоновом храме Пресвятой Деве исполнилось четырнадцать лет, архиерей и священники стали приказывать Ей, чтобы Она, по обычаю Закона, переселяясь из храма в дом, подобно другим девицам Ее лет вышла замуж. Но Она сообщила им о Своем обете навсегда посвятить свое девство Богу. Архиереи удивились необычности сего обета, так как по Закону Моисееву всякая девица должна была выйти замуж. Поэтому они недоумевали, как Богоугодно устроить Ее безбрачную, девическую жизнь так, чтобы не прогневать Бога. И вот, приступив к Кивоту Завета и сотворив усердную молитву, они получили ответ от Господа: искать такого достойного мужа, коему бы могла быть вверена Дева под видом и образом супружества для хранения непорочного девства. Относительно же того, как найти такого мужа, совет Господень был таков: из дома и племени Давидова избрать безбрачных мужей и положить их жезлы (палицы) в алтаре,≈ чей жезл расцветет, тому святая Дева и должна быть вверена.

В то самое время наступил праздник Освящения храма. Первосвященник Захария, собрав двенадцать безбрачных мужей из племени Давидова, ≈ среди которых был и Иосиф, муж праведный и уже преклонных лет,≈ взял жезлы их и положил на ночь во святом алтаре, говоря: "Господи Боже, яви мужа, достойного обручиться с Девою!" Наутро, когда священники вместе с двенадцатью теми мужами вошли в храм, жезл Иосифа был найден расцветшим, и на нем сидела слетевшая свыше голубица. Тогда все познали благоизволение Божие, чтобы Дева была вручена на сохранение Иосифу.

После совершения обручения святый Иосиф взял Пречистую Деву из рук Первосвященника из храма Господня для чистого и непорочного сожития. И был Иосиф только мнимым Ее мужем, а в действительности ≈ целомудренным хранителем Ее девства и служителем Ее девического жития, исполненного великой святыни.

Живя в доме своего обрученника, Пречистая Дева не изменила прежнего образа жизни, какой Она имела во Святая Святых. Дом Иосифа был для Нее как бы молитвенным храмом, из которого Она никуда не выходила, но всегда пребывала в нем в уединении, посте и молчании, беседуя только со Своими домашними ≈ с дочерьми Иосифа.

После четырехмесячного пребывания Пречистой Девы в доме Иосифа наступил час воплощения Бога-Слова ≈ час от веков вожделенный для всего мира, в который началось наше спасение. И послал Бог Архангела Гавриила к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира.

Ангел явился в дом праведного Иосифа в Назарете, когда Мария читала Священное Писание и, вошедши к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная (то есть исполненная благодати Божией ≈ даров Святого Духа), Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами!"

Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, Ты родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и назовется Сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца".

Мария в недоумении спросила Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" Ангел ответил Ей, что все это совершится силою Всемогущего Бога: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".

Тогда Мария со смирением сказала: "Я ≈ раба Господня; да будет Мне по слову твоему".

Благовещение Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православной Церковью 25 марта (7 апреля н. ст.). Праздник Благовещения ≈ один из самых великих праздников. Слово благовещение означает: добрая, радостная весть, весть о том, что началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.

Рождество Христово

Господь наш Иисус Христос, истинный Бог и истинный Человек, родился от Пресвятой Девы Марии в иудейском городе Вифлееме.

Прежде того, праведный Иосиф, увидев, что Дева Мария беременна, был в великом недоумении и печали, ибо он думал, что Она нарушила обет девства. В великом смущении праведный старец говорил: "Как могло это произойти? Я не познал Ее и даже мыслию не согрешил против Нее, а вот она беременна. Увы, как это случилось? Кто прельстил Ее? И что мне делать, не знаю. Обличить ли мне Ее, как законопреступницу? Если я обличу Ее, то Она будет побита камнями по Закону Моисееву, и я явлюсь как бы мучителем, предавшем Ее на лютую смерть. Что же мне делать? Отпущу я Ее тайно, пусть идет Она, куда хочет". Когда же он это помыслил, вот, Ангел Господень во сне явился ему, говоря: "Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию ≈ жену твою".

В то время римский император Август, под властью которого находилась Иудея, объявил перепись всего народа: каждый должен был записаться в том месте, откуда был родом. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. И когда они приближались к городу, Пречистой Деве пришло время родить. Иосиф стал искать место для ночлега, где Родящая могла бы найти удобное для Себя место, чтобы произвести на свет благословенный Плод Своего чрева. Но не нашел он пристанища, по причине множества народа, пришедшего записываться, который не только переполнил общую гостиницу, но и весь город! Поэтому Иосиф и удалился с Мариею в пещеру, потому что не было им места в гостинице, а день уже клонился к вечеру. Пещера эта служила пристанищем для скота, и в ней-то Пречистая и Преблагословенная Дева в полночный час усердно молилась Богу и, горя желанием Господа и любовью к Нему, родила без болезни Господа нашего Иисуса Христа, И совершилось это рождение без обычной помощи и службы бабки: Сама родила Она, и Сама спеленала, Сама, будучи безболезненною матерью, не попустила никому коснуться нечистыми руками Пречистого Рождества. Сама она послужила Рожденному от Нее и положила в ясли.

Именно так и именно здесь, в скромной и даже убогой обстановке, в ночной тиши свершилась это дивное чудо ≈ Рождение Божественного Младенца, Спасителя мира.

Первыми о свершившемся узнали пастухи, пасшие неподалеку свой скот: вдруг перед ними явился Ангел Божий, и свет Господень осиял их. Пастухи испугались. Ангел же сказал им: "Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях".

Как только Ангел сказал это пастухам, внезапно явилось с ним множество других Ангелов. Они славили Бога и пели: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение". Когда Ангелы скрылись, пастухи сказали друг другу: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь".

Они, поспешив, пришли в пещеру и увидели там Марию, Иосифа и Младенца, лежавшего в яслях. Они поклонились Младенцу и рассказали о том, что видели и слышали от Ангелов. Мария же сохранила в сердце Своем все слова их.

На восьмой день после рождения Спасителя Матерь Его с Иосифом, согласно Закону, дали Ему имя Иисус, которое указано было Господом через Ангела.

Праздник Рождества Христова ≈ это праздник примирения человека с Богом, предвозвестие искупительного подвига Сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы. Не случайно поэтому день Рождества ≈ второй по значимости после Пасхи.

Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января н. ст.).

Сретение Господне

По прошествии сорока дней после рождества Господа нашего Иисуса Христа и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом Обрученником пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта ≈ освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.
Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

В это время в Иерусалиме жил старец по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый ≈ по преданию, один из переводчиков Священного Писания с еврейского на греческий язык, который усомнился в словах книги пророка Исайи, что Спаситель родится от Девы; и тогда явившийся ему Ангел сказал, что он не умрет, пока своими глазами не увидит исполнение этого пророчества. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия ≈ он жил около 300 лет. И вот, в этот день по внушению Духа Святого он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей,≈ свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля", что означает: "Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира".

Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу". Это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвой день и ночь все долгие годы своего вдовства. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме.

Сретение (то есть встреча) Богомладенца Христа Симеоном ≈ это и встреча Ветхого и Нового Заветов: данного еврейскому народу Закона Божия и нового, высшего Закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом.

Этот великий двунадесятый праздник Св. Православной Церковью празднуется 2 (15 н. cm.) февраля.

Крещение Господне (Богоявление)

Перед тем, как выйти Господу нашему Иисусу Христу на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (то есть предшественник), чтобы приготовить людей к принятию Господа. Господь повелел ему идти в долину реки Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через Покаяние и Крещение. При этом Иоанн требовал от всех, чтобы покаяние было искренним и сопровождалось исправлением себя и добрыми делами.

В это время Иисусу Христу исполнилось тридцать лет ≈ по Закону Моисееву мужчинам после этого возраста разрешалось выступать в синагоге,≈ и Он тоже пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него Крещение.

Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"

Но Христос настоял на этом ≈ не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы "исполнить всякую правду" ≈ то есть исполнить Закон, "водами погребсти человеческий грех", освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения!

По совершении Крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг разверзлись (раскрылись) над Ним Небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с Неба был слышен голос Бога Отца: "Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Тогда Иоанн окончательно убедился, что Иисус есть ожидаемый Мессия, Сын Божий, Спаситель мира.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью как один из великих праздников 6 января (19 янв. н.ст.). Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог-Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: "Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мк. 1, 11) и Бог Дух Святой сошел с Небес на Христа в виде голубя.

Накануне праздника установлен пост. Этот день называется сочельником. В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды. В сочельник освящается вода в храме, а в самый праздник по древней благочестивой традиции в этот день после праздничной Литургии совершались Крестные ходы на реки, водоемы и водные источники с совершением чина великого освящения воды.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Приближаясь к вольным ради нашего спасения страданиям, Господь наш Иисус Христос начал говорить ученикам, что ему надлежит идти в Иерусалим, пострадать за людей, умереть на Кресте и в третий день воскреснуть!  Шел уже последний год трехлетней проповеди Иисуса Христа и тридцать третий от рождения Его Пречистою Девою. Слова Христовы сильно опечалили учеников и особенно ≈ Апостола Петра. Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, а также чтобы поддержать веру в учениках Своих, когда они увидят Его страдающим, Иисус Христос обещал показать им Свою божественную славу, в какую облечется по Своем отшествии.

Имея обыкновение удаляться ночью от учеников для уединенной молитвы Богу Отцу, Иисус Христос спустя шесть дней после данного обещания, взяв из учеников с собою только Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на вершину горы Фавор, чтобы помолиться, и здесь, отойдя от них на небольшое расстояние на возвышенный холм, предался молитве. Три же Апостола, утомившись частью от восхождения на гору, частью от продолжительной молитвы, уснули. Во время их сна, когда близился рассвет, Господь Иисус Христос преобразился, блистая славою Своего Божества. По Его велению Ему предстали два пророка: Моисей ≈ от мертвых и Илия ≈ из рая; они беседовали о предстоящих Ему в Иерусалиме страданиях и смерти.

Эта беседа и особенное проявление божественной силы пробудили Апостолов; увидев неизреченную славу Господа Иисуса ≈ лице Его, сиявшее как солнце, ризы, блиставшие белизною как снег и двух мужей, стоявших в этой славе и говоривших с Ним, Апостолы пришли в ужас. По откровению Святого Духа они тотчас в мужах узнали Моисея и Илию и поняли, что беседа идет о вольных Христовых страданиях; внимая ей, Апостолы стояли с трепетом, наслаждаясь в то же время зрением Божественной славы, насколько возможно было это для их телесных очей. И Сам Господь явил им Славу в той степени, в какой может видеть земной человек и не лишиться зрения: для смертного человека недоступно лицезрение невидимого, бессмертного Божества. Вдруг светлое облако осенило Апостолов, окружив верх горы, чтобы опять по Божественному велению взять пророков и отнести каждого в его место; еще более убоялись Апостолы, когда, приближаясь ко Христу, вошли в само облако и услышали говорящий из него голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте".

При этих словах ученики от великого ужаса окончательно утратили присутствие духа и в сильном страхе пали ниц на землю. В то время, когда они пали распростершись, слава Господня, а вместе с нею и пророки скрылись от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: "Встаньте, не бойтесь!" Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.

Когда же они сходили с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока он не воскреснет из мертвых.

Святая Церковь установила праздновать славное Преображение Господне 6 августа (19 августа н.ст.). День этот почитается одним из великих двунадесятых праздников. Своим Преображением Спаситель показал нам, какими станут люди в будущей жизни, в Царствии Небесном, и как преобразится тогда весь наш земной мир.

В этот день по традиции после Литургии совершается освящение яблок и других плодов.

Вход Господень в Иерусалим

Наступали последние дни земной жизни Господа. Приближалось время, когда Единородный Сын Божий, пришедший в мир ради спасения грешных людей, будет предан позорной и мучительной казни ≈ распятию на кресте, как один из преступников.

Но прежде совершения сего великого и спасительного для нас Таинства, Господь благоволил явить в последний раз славу Свою как обещанный пророками народу еврейскому Мессия, как Царь не только Неба, но и земли.

Незадолго перед этим Господь сотворил одно из величайших чудес своих: воскресил из мертвых Лазаря, уже четыре дня лежавшего во гробе. Весть о небывалом чуде облетела всю окрестность иерусалимскую. Всем хотелось видеть великого Чудотворца. Как бы отвечая на желания народа, Господь решил идти в Иерусалим.

Узнав об этом, весь народ пришел в движение; многие из нетерпения скорее видеть великого Чудотворца вышли из города навстречу Спасителю.

Господь с учениками уже приближался к Иерусалиму. Тогда Он, призвав двух учеников Своих, сказал им: "Пойдите в селение, лежащее напротив. Там вы найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею. Приведите его ко Мне. Если же кто скажет вам что-нибудь, ответьте, что так повелел Господь".

Ученики пошли и исполнили все, что сказал Господь. Приведя молодого осла, они накинули на него свои одежды, и Господь сел поверх их. Когда же бесчисленные толпы народа, так страстно жаждавшие видеть Господа, увидали наконец Его, то радостно воскликнули:

"Осанна (спаси, даруй спасение) Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!"

Всеобщий восторг усиливался по мере приближения Господа к Иерусалиму. Вот торжественная, медленно шествующая процессия подошла к последней возвышенности, с которой нужно было спускаться вниз до самого Иерусалима. Иерусалим представлял отсюда красивое зрелище: прямо перед глазами возвышался величественный храм Иерусалимский со своими мраморными колоннами ослепительной белизны и с золотым куполом, отражавшим тысячью молний горячие лучи южного солнца. Дворцы первосвященников казались взору несколько отдаленными от храма, как бы в знак духовного отдаления их обитателей от Бога отцов своих. Дворцы же царей Давида и Соломона обратились теперь в развалины. Среди всех этих впечатлений, из которых каждое напоминало сердцу еврея и когда-то бывшую древнюю славу, и настоящее унижение Отечества под римским угнетением, взоры всех и каждого как-то невольно обращались к Иисусу из Назарета, Который теперь, шествуя на осляти, как бы нес Иерусалиму его прежнее святое величие. В радостном восторге взирая на Иисуса, многие снимали с себя верхние одежды и постилали их по пути шествия; другие срезывали ветви тут же в изобилии растущих финиковых пальм и устилали ими путь; иные держали их в руках или торжественно потрясали ими в воздухе.

"Осанна Сыну Давидову! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!" ≈ беспрерывно слышалось со всех сторон. Так с торжеством и ликованием встретил Иерусалим своего Царя ≈ Мессию.

Но, несмотря на эту радость и ликование народа, глубокая скорбь была в душе Господа. Скорбел же Он о том, что народ иудейский не хотел узнать своего Мессию. Он знал, что тот самый народ, который сегодня встретил Его с таким торжеством и ликованием, взывая Ему: "Осанна, Сын Давидов!",≈ через несколько дней будет неистово вопить: "Распни, распни Его!" и произнесет страшное проклятие на свой народ, осуществляющееся и поныне: "Кровь Его на нас и на детях наших".

Он предвидел скорую погибель Иерусалима и его обитателей;

Его святым взорам ясно представилось теперь, как рушатся стены этого славного города, как сотни тысяч ликующих теперь иудеев погибают от меча неприятельского, и весь Израиль, как пыль, развеваемая ветром, рассевается по всему свету.

Торжественный путь Господа окончился около храма. Вслед затем Господь отправился в храм для преподания учения народу. Заметив здесь торговцев и меновщиков, обративших дом Божий в дом торговли, Господь изгнал их из храма и грозно заметил им: "Дом Мой есть дом молитвы; вы же сделали его вертепом разбойников!"

Бывшие в храме и около храма увечные, хромые и слепые приступили к Господу, и Он исцелил их всех.

Так совершился торжественный вход Господень в Иерусалим. Это событие имело глубоко поучительный смысл и значение как для самих современников Господа, так и для нас ≈ христиан, несмотря на то, что нас отделяют почти два тысячелетия от того момента, когда славный Царь Израилев с торжеством вступил в Иерусалим. Для современников Господа вход Его был поучителен потому, что Господь явил Себя при вшествии в Иерусалим как Мессия, как славный Царь Израилев.

Не менее поучителен и для нас вход Господень в Иерусалим по своему символическому (преобразовательному) значению. И теперь, почти две тысячи лет спустя, мы, христиане, с зеленеющими ветвями верб (ваиями) и со свечами предстоим в церкви Господу и в радостном чувстве взываем: "Осанна в вышних! Благословен гря-дый во имя Господне!"

Торжественный вход Господень в Иерусалим празднуется св. Православной Церковью в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи, Это ≈ один из великих праздников и называется еще Вербным Воскресеньем.

Воскресение Христово ≈ Пасха

Свершилось предсказанное Иисусом ≈ и Господь наш Иисус Христос был предан на крестные страдания и смерть одним из учеников своих Иудой Искариотом. Спаситель был схвачен, предан пыткам и распят на кресте. Кровью и Смертью своей омыв и искупив наши грехи, он был похоронен в новой каменной гробнице. Все это в страхе перед Иисусом Христом было совершено первосвященниками и старейшинами иудейскими с поспешностью. Враги не переставали преследовать распятую Истину даже во гробе: руки, убившие Спасителя, утвердили гроб Его печатью и оградили ее целость стражей.

Но от мира сокрыто было то, что происходило в это время за дверями живоносного гроба. Здесь покоилось только Пречистое Тело Господа; обожженною душою Своею Он сошел в бездну преисподней, где от века томились души лишенных за прародительский грех райского блаженства. С проповедью Евангелия и отпущения грехов сошел Господь в ад и Своей Божественной властью вывел оттуда прародителей Адама и Еву, ветхозаветных пророков и праведников. Кончилось владычество смерти и диавола.

Христос воскрес! ≈ и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса ≈ первая действительная победа жизни над смертью. Окончательная победа над смертью не могла быть одержана, пока не был уничтожен источник ее в мире ≈ грех, внесший в него раздвоение. Борьба же с грехом без Христа, без Его учения невозможна для человека.

Событие Воскресения Христова ≈ величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти ≈ к жизни и от земли ≈ к Небу.
  Праздник Воскресения Христова продолжается целую неделю (7 дней), и служба в храме совершается особенная, торжественнее, чем во все другие праздники и дни. Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она ≈ торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. Многократно звучат в этот и последующие дни во время Богослужений слова: "Христос воскресе! ≈ Воистину воскресе!", которыми мы исповедуем веру в Воскресение. Весь мир ≈ материальный и духовный, видимый и невидимый ≈ торжествует и радуется, сливается с вечной жизнью Царства Небесного.

Богослужения совершаются во всю неделю при открытых Царских Вратах ≈ в знак того, что теперь Воскресением Христовым открыты для всех врата Царствия Божия. Во все дни этого великого праздника мы приветствуем друг друга братским целованием со словами: "Христос воскресе!" и ответными: "Воистину воскресе!" Христосуемся и обмениваемся крашеными (красными) яйцами, освященными вместе с куличами после первой Пасхальной Литургии. Они служат символом новой, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя. Всю неделю звонят во все колокола. Начиная с первого дня Святой Пасхи до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонении и земных поклонов полагать не положено.

В первый после Пасхальной Недели вторник Святая Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение умерших, потому и день этот называется Радоницей. Совершается заупокойная Литургия и вселенская панихида. Издавна принято в этот день посещать могилы своих родных и близких.

Кроме того, день Воскресения Христова вспоминается нами на каждой неделе в течение всего года ≈ в воскресенье.

Вознесение Господне

Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня со-вершается Церковью на сороковой день после Пасхи. По Своем Воскресении в течение 40 дней Господь наш Иисус Христос не раз являлся своим ученикам и Апостолам. Поколебленная Распятием Искупителя вера учеников снова оживилась, повергнутая в печаль любовь снова восторжествовала: Господь воскрес, и Своими явлениями неоднократно засвидетельствовал перед учениками истину воскресения Своего; для уверения их Он ел и пил с ними, давал осязать руки и ноги Свои, показывал язвы на руках, ногах и ребрах Своих с тем, чтобы они осязали их перстами своими.

Но не для уверения только в истине воскресения Своего являлся Господь Своим ученикам по возстании из мертвых. Во время этих явлений Он продолжал наставлять их в истинах Евангелия, открывая им то, чего нельзя было открыть им до распятия и о чем, однако же, им нужно было услышать от Учителя своего еще до сошествия к ним нового Наставника ≈ Духа Святого. В это время Господь отверз ум учеников к уразумению Писаний. Так постепенно Господь подготовлял Своих учеников к тому великому служению, на которое они были призваны,≈ к проповеди Евангелия Царствия Божия.

В сороковый день после воскресения Иисуса Христа ученики Христовы возвратились из Галилеи в Иерусалим, и Спаситель в последний раз явился им и беседовал с ними, говоря: "Так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день; и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же ≈ свидетели сему. Идите по всему миру и проповедуйте учение Христово всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет".

Потом Спаситель сказал ученикам, что скоро пошлет на них Святого Духа; а до того времени повелел им не расходиться из Иерусалима и сказал: "Я пошлю обетование Отца Моего на вас; и вы облечетесь силою свыше; ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым".

Преподав эти наставления, Господь вывел учеников Своих из Иерусалима и пошел с ними по направлению к Вифании, на гору Елеонскую. Ученики, обрадованные словами Спасителя, обступили Его и стали спрашивать: "Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?"

Спаситель же сказал им: "Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил во власти Своей. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете проповедовать обо мне в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли".

Сказав это, Иисус Христос, подняв руки Свои, благословил учеников Своих: и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на Небо. Восхождение это совершалось столь неспешно, что ученики могли вполне насладиться величественным зрелищем. Когда же Возносящийся был уже на такой высоте, что зрению было трудно следить за Ним, явилось светлое облако и сокрыло Его от лица земли.

Так Господь и Спаситель наш Иисус Христос вознесся человечеством Своим на Небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца Своего, т. е. Его человеческая душа и тело приняли славу нераздельно с Божеством Его, а Божеством Своим Он всегда был и будет на Небе и везде.

Вознесением завершилось земное служение вочеловечившегося Бога Сына; победив смерть и искупив человечество, Он совершил и большее ≈ в Своем Лице вознес человеческую природу к Престолу Бога Отца, в горние обители, и таким образом предуготовил естество человека к принятию Святого Духа.

Вознесшись на Небо, Иисус Христос, по собственному Его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в Него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После сего настанет жизнь будущаго века, т. е. другая, вечная жизнь.

День Святой Троицы ≈ Пятидесятница

Перед Своими страданиями и смертью Господь Сам обещал ученикам, скорбевшим о Его отшествии, послать вместо Себя Иного Утешителя, Духа Истины, Который наставит их на всякую истину. По воскресении Своем и перед Вознесением на Небо Спаситель снова возвестил ученикам, что на них сойдет Дух Святый.

По вознесении Господа ученики Его, возвратясь с горы Елеонской в Иерусалим, вошли,≈ как говорит предание,≈ в тот самый дом в Сионе, где совершена была Тайная Вечеря Христова. Пребывая там в единодушии и молитвах, они ожидали сошествия на них, по обещанию Господа, Святого Духа и приготовлялись к принятию благодатных даров Его. Вместе с ними была и Матерь Божия.

В десятый день по вознесении Господа, пришедшийся на день иудейской Пятидесятницы (великого праздника в память Синайского законодательства), в то время, когда по улицам и стогнам города народ стремился во храм с веселием торжествовать свой ветхозаветный праздник ≈ в третий час дня (т. е. по-нашему ≈ девятый час утра), внезапно произошел в воздухе необычайный шум, какой бывает во время бури от сильного порыва ветра. Шум происходил с Неба ≈ с верхних частей воздуха, но вскоре проник в горницу, в коей находились верующие, и наполнил всю ее чистейшим веянием. В то же мгновение среди горницы, в воздухе, явились разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили на Богоматери и на каждом из учеников. Бурное дыхание воздуха было ближайшим предвестием, а явление огнецветных языков ≈ видимым знамением пришествия Святого Духа.

За первым чудом последовало другое, большее. Умея до сего времени говорить только на одном языке ≈ еврейском и притом на самом простом наречии его ≈ галилейском, ученики и прочие верующие вдруг начали говорить теперь на всех, тогда известных, языках, которых прежде не знали. Апостолы стали вещать величия Божии, то есть беспримерные совершенства Божии, чудные дела Промысла Господнего, которые открылись теперь для них во всей полноте и силе.

Народ еврейский и множество пришельцев из других стран, собравшихся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, пораженные необычным шумом с Неба, пришли в смятение и массами устремились к Сионскому дому, где шум этот сосредоточивался и куда видимо направлялся. Как же удивились и ужаснулись все, когда услыхали, что Апостолы начали говорить с ними на всех языках. Подошедшие спрашивали друг друга: "Сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?"

Все изумлялись,≈ во-первых, тому, что слышали Апостолов, славословящих Бога на языках иноземных, между тем как молитвы обыкновенно совершались на священном языке еврейском; во-вторых,≈ тому, что никогда прежде не слыхали о столь высоких и святых истинах, но всего более изумлялись оттого, что каждый ≈ римлянин, грек, африканец, индиянин ≈ слышал свой родной язык. Но скоро нашлись люди, желавшие объяснить другим то, чего сами не понимали. Насмехаясь, люди эти говорили: "Они напились сладкого вина!"

Тогда Апостол Петр, вставши вместе с прочими одиннадцатью Апостолами, сказал, что они не пьяны, но что на них сошел Дух Святый, как это и было предсказано пророком Иоилем, и что Иисус Христос, Которого иудеи распяли, воскрес из мертвых, вознесся на Небо и излил на них Святого Духа. Заканчивая проповедь об Иисусе Христе, Апостол Петр назвал днем великим и славным последний день мира, когда последует Второе славное Пришествие Иисуса Христа на землю для решительного суда над миром. "Итак,≈ сказал Петр,≈ твердо знай, весь народ израильский, что Бог послал Спасителем и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли".

Проповедь Петра так подействовала на слушавших ее, что весьма многие уверовали в Иисуса Христа. Они стали спрашивать Петра и прочих Апостолов: "Что нам делать, мужи братия?" Петр ответил им:
"Покайтесь и креститесь во Имя Иисуса Христа для прощения грехов; тогда и вы получите дар Святого Духа".
 Уверовавшие во Христа охотно приняли Крещение, таких оказалось в этот день около трех тысяч человек. Таким образом начало устрояться на земле Царствие Божие, т. е. святая Церковь Христова.

Успение Пресвятой Богородицы

По совершении Господом спасения рода человеческого и вознесения Его на Небо, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной Церкви Христовой. Для того Господь и оставил на земле Свою Пречистую Матерь, чтобы Ее присутствием, руководством, поучениями и теплыми молитвами к Сыну и Богу воюющая Церковь умножалась и утверждалась, и возрастала до дерзновения полагать жизнь свою за Господа. Матерь Божия всех укрепляла, всех утешала радостью о Святом Духе и за всех молилась. Пресвятая Матерь Божия стала для всех учеников Христовых общею Матерью. Они вместе с Нею молились и с великой радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних земель увидеть и послушать Ее.

По завету Господа нашего Иисуса Христа, Ее принял к себе в дом и с великой любовью заботился о Ней, как родной сын, до самой Ее кончины Апостол Иоанн Богослов. Живя в Иерусалиме, Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Спаситель, где Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на Небо. Она молилась на этих местах: плакала, вспоминая о страданиях Спасителя, и радовалась на месте воскресения и вознесения Его. Она часто молилась и о том, чтобы Господь скорее послал Ей кончину и взял к Себе на Небо.

Однажды, когда Пресвятая Мария так молилась на горе Елеонской, пред Нею предстал Архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во Святая Святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия, неотступно охранял Ее во все время жизни Ее на земле. Со светлым лицом передал небесный посланник Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре ≈ по прошествии трех дней ≈ Она отойдет ко Христу Богу. В знамение торжества Богородицы над смертью, то есть, что над Нею не будет иметь власти смерть телесная и что Она, точно сном уснувши смертию на малое время, скоро, как пробудившись, восстанет и увидит при свете лица Господня бессмертную славу и жизнь вечную,≈ Архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом небесной благодати ветвь от финиковой пальмы. Ее должны были, как сказал Архангел, нести перед одром Богородицы, когда пречистое тело Ее будет несено для погребения.

Пресвятая Богородица несказанно обрадовалась этой вести. Она рассказала о ней нареченному сыну Своему Иоанну и стала готовиться к Своей кончине. Прочих Апостолов в то время не было в Иерусалиме. Богоматерь желала проститься с ними, и Господь чудесным образом собрал всех Апостолов, кроме Фомы, к ней, перенесши их Своею всемогущею силою. Горестно было им лишаться Госпожи и общей Матери своей, когда они узнали, для чего Бог собрал их. Но Божия Матерь утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей кончины, всегда молиться о них.

В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь: Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

Оплакав разлуку с Божией Матерью, Апостолы погребли Ее тело в Гефсимании ≈ в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа Обручника. Множество народа следовало за Ее пречистым телом. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и всякие болезни исцелялись.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и отсутствовавший Апостол Фома. Желая утешить его прощанием с телом Богородицы, Апостолы решили отвалить камень от могильной пещеры, но нашли в ней лишь погребальные пелены. Изумленные Апостолы возвратились все вместе в дом и молились Богу, чтобы Он открыл им, что стало с телом Божией Матери. Явившаяся им Богородица сказала: "Радуйтесь! Я с вами во все дни; и всегда буду молитвенницею за род христианский перед Богом". Так Апостолы уверились, что Пресвятая Владычица была с телом вознесена на Небо.

Праздник Успения Богородицы (празднуется 15 августа ≈ 28 н. ст) является для нас свидетельством и залогом Ее предстательства за мир и Церковь Христову: Она не умерла и, телесно оставив мир, не перестает ходатайствовать за нас перед Своим Сыном.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Гонения на христиан прекратились только в начале IV века, при Римском императоре Константине Великом.
 Император Константин сам убедился в силе и славе крестного знамения Христова. Случилось это так. Однажды, накануне решительной битвы, он и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света, с надписью: "сим побеждай" (по-гречески НИКА). В следующую затем ночь императору явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага. Он принял христиан под свое покровительство и объявил веру Христову государственной религией Римской империи. Он отменил казнь через распятие и издал законы в пользу Церкви Христовой.

Император Константин пожелал построить храмы Божии на священных для христиан местах в Палестине (т. е. на месте рождения, страданий и воскресения Господа Иисуса Христа и др.) и найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить его желание взялась, с великою радостью, его мать ≈ царица Елена.

В 326 году царица Елена с этой целью отправилась в Иерусалим. Много труда положила она, чтобы отыскать Крест Христов, так как враги Христовы скрыли Крест, зарыв его в землю. Наконец, ей указали на одного престарелого еврея, по имени Иуду, который знал, где находится Крест Господень. После долгих расспросов и уговоров его заставили сказать. Оказалось, что святой Крест брошен в одну пещеру и завален мусором и землею, а сверху выстроен языческий храм. Царица Елена приказала разрушить его и откопать пещеру.

Когда пещеру откопали, то нашли в ней три креста и отдельно от них лежащую дощечку с надписью: "Иисус Назарей, Царь Иудейский". Нужно было узнать, который из трех крестов есть Крест Спасителя. Иерусалимский патриарх Макарий и царица Елена твердо верили, что Бог укажет святой Крест Спасителя.  По совету патриарха стали подносить кресты один за другим к одной тяжело болящей женщине. От двух крестов не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас стала здоровой. Случилось, что в это время мимо несли умершего, для погребения. Тогда стали возлагать кресты один за другим и на умершего; и когда возложили третий крест, умерший ожил. Таким образом узнали Крест Господень, через который Господь совершил чудеса и показал животворящую силу Своего Креста.

Царица Елена, патриарх Макарий и окружавшие их люди с радостью и благоговением поклонились Кресту Христову и целовали его. Всем хотелось приложиться ко святому Животворящему Кресту. Но так как из-за множества народа это сделать было невозможно, то все стали просить хотя бы показать его. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенном месте и, чтобы всем было видно, несколько раз воздвигал (поднимал) его. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: "Господи, помилуй!"

Над местом крестных страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа Константин Великий и мать его Елена построили великолепный обширный храм в честь Воскресения Христова, а также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского. За свое усердие в распространении христианской веры они получили название святых царей равноапостольных, т. е. равных Апостолам.

В память обретения Креста Господнего и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Этот праздник относится к числу великих и празднуется 14 сентября (27 н. ст.). В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.

 

 Оглавление:
Рождество Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы 
Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Рождество Христово
Сретение Господне
Крещение Господне (Богоявление)
Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Вход Господень в Иерусалим
Воскресение Христово ≈ Пасха
Вознесение Господне
День Святой Троицы ≈ Пятидесятница
Успение Пресвятой Богородицы
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня